Ответ на этот вопрос, кажется, очевиден: не было им (Иосифу и Марии) места в гостинице (Лк. 2, 7). Гостиница (καταλυμα) – это жилое помещение, гостиная, комната. В древнем Вифлееме не было отелей, да и сам город – небольшой по величине – не был местом паломничества, в отличие от Иерусалима.
Почему Иисусу – Царю царей – не находится места под крышей дома? Почему Спаситель мира рождается в хлеву, практически на улице? Неужели Он этого достоин? Ему, потомку царя Давида, вместо дворца предназначен хлев, вместо детской кроватки – ясли.
Неужели никто из жителей Вифлеема, видя положение Марии, не принял Её в свой дом? Какое равнодушие, какая черствость!
Да, Христос рождается не в лучших условиях. Чтобы никто не мог сказать из живущих на Земле: конечно, Бог для Своего Сына постарался и дал Ему самое лучшее. Отец дает Своему Возлюбленному самое худшее – в земном понимании: ни денег, ни славы, ни спокойной жизни. Чтобы никто не роптал, не упрекал, не обвинял Бога, что Его Любимому – всё, а нам – ничего. Чтобы никто не сказал: как мне тяжело, а Ему легко.
Иисус, знавший тайны мира, не стал устраивать Свою жизнь благополучно, но прожил как бедняк. Он – обладающий всеми земными богатствами – не воспользовался этим. И это большой пример для нас, чтобы мы жили как Он: искали Царства Небесного, а не земного. Наша радость и благополучие в доме небесном. Наши честь и похвала от Небесного Отца, а не от людей.