Некогда Иисус Христос, Спаситель мира, сказал Своим ученикам: "Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари" (Мк. 16, 15). Это главная и важная цель, которую должны исполнить все последователи Иисуса, объединенные в различные церкви и религиозные движения. Но эту заповедь Иисуса апостолы исполнили не сразу, а по прошествии определенного времени. Проповедь о спасении, благовестие ученики Христа начали в день Пятидесятницы.
Все духовные движения, имеющие своей целью - открывать людям Иисуса Христа - должны обратиться к тому периоду в жизни апостолов, описанном в книге Деяний, 1-2 главы. Это время от Пасхи до Пятидесятницы, как время созревания и подготовки к труду на ниве Божьей, необходимо каждому благовестнику, каждой церкви. Ученик Христа должен созреть, чтобы Бог мог ему сказать: "Я готов трудиться через тебя". Это период страданий, глубокого очищения, предания себя Богу.
Почему Бог снова и снова открывает через различные духовные движения Свое Слово. Ведь существует много церквей, религиозных организаций. Вся причина в том, что Бог перестает через них трудиться. Его не устраивают сосуды, по той или иной причине, негодные к употреблению. В начале XVI века Бог начал Свой труд через Мартина Лютера, который понимал, что католическая церковь перестала давать то, что должна давать (не выполняет своей миссии). Она уже не несла Христов свет, хотя опиралась на фундамент, заложенный апостолами Петром и Павлом в Риме, в первые века христианства. Так и в наше время. Когда Бог видит, что по различным причинам то или иное духовное движение отклоняется от пути Христова, Он перестает трудиться через него.
Бог как будто вновь открывает Свой путь, который теряется в рамках религиозных и человеческих понятий, дебрях закона. Теряется чистое Христово учение, жизнь уходит, церкви в духовном понимании прозябают.
Какие же нужны условия, чтобы Бог начал Свой труд через ту или иную церковь, религиозную общину? Неслучайно в первоапостольской церкви Бог начал действовать в день Пятидесятницы.
В книге Левит 23 гл., 8-21 ст. мы читаем следующее:
"Отсчитайте себе от первого дня после праздника, от того дня, в который приносите сноп потрясания, семь полных недель, до первого дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней, [и] [тогда] принесите новое хлебное приношение Господу: от жилищ ваших приносите два хлеба возношения, которые должны состоять из двух десятых частей [ефы] пшеничной муки и должны быть испечены кислые, [как] первый плод Господу; вместе с хлебами представьте семь агнцев без порока, однолетних, и из крупного скота одного тельца и двух овнов; да будет это во всесожжение Господу, и хлебное приношение и возлияние к ним, в жертву, в приятное благоухание Господу. Приготовьте также из [стада] коз одного козла в жертву за грех и двух однолетних агнцев в жертву мирную. Священник должен принести это, потрясая пред Господом, вместе с потрясаемыми хлебами первого плода и с двумя агнцами, и это будет святынею Господу".
Духовная жизнь Израиля строилась на жертвах и приношениях Богу. Каждая жертва имела свой духовный смысл, свое значение. Через жертву израильтяне очищались от греха, освящались, исполняли и утверждали свои обеты, делая это с усердием к духовному труду и радостью. В день Пятидесятницы приносились все жертвы, заповеданные Богом: всесожжения, мирная, повинности, за грех, приношения хлебного.
Точно так же и ученики Христа должны были подготовить себя к великой миссии - благовествовать Царство Божие - через жертвы духовные, с радостью, очищенные в посте и покаянии, утвержденные через страдания и духовные переживания.
Проповедь о спасении не может открыться там, где люди не очищены покаянием и не объединены одной целью - прославить Бога. Там, где процветает грех: ложь, лукавство, клевета, человекоугодие, где вместо Бога поклоняются различного рода идолам, там невозможно и думать об открытом труде. Это означает по апостолу Павлу "бить воздух". Как только эти ядовитые головы дракона начинают подниматься, духовное движение затухает и в итоге сводится на нет. В чем, собственно, и заключается причина духовной остановки, а в итоге и прекращения евангелизации и пробуждения. Бог видит, что не может больше нести через эти сердца Свое чистое Слово и прекращает Свою работу.
Крещенные Духом Святым, апостолы получили Его силу и без страха начали проповедовать народу "о великих делах Божиих". Страх от иудеев, имеющих власть предать христиан на смерть, пропал.
Во время пробуждения в России в конце XIX века, Василий Андреевич Пашков и его соратники не боялись ни царя, ни духовенства, ни мнения высшего общества. Они видели одну цель, они слышали один голос (Духа Святого), они имели одно Слово, которое побуждало их нести свет несчастным и обездоленным, погрязшим во тьме греха.
Десять дней, в ожидании обетования Отца (Лк. 24, 49), ученики Иисуса провели в молитве с верой. Христос обещал, и они ждали с верой, нимало не сомневаясь. Бог испытывал: а хватит ли терпения, верят ли они в обетованное свыше? К чести учеников Христа они не бросили молитвы, хотя и не знали, когда Бог пошлет Духа Своего. И в наши дни, каждый, кто ждет обещанное от Отца, должен сказать сам себе: "Не отойду, пока это не совершится".
Апостолы "единодушно пребывали в молении" (Деян. 1, 14).
В греческом подлиннике книги Деяний написано так: "держались единодушно молитвы". Слово "держались" указывает на упорство, настойчивость. Слово "единодушно" в данном случае переводится как объединенные одной целью, одним замыслом.
Когда, с одной стороны, есть стремление и жажда верующих послужить Богу в деле благовестия, а с другой, - Бог хочет это благословить, тогда эти два желания соединяются, и начинается духовный труд.
Первое, что сделали апостолы после сошествия на них Духа Святого - начали говорить на различных языках "о великих делах Божиих" (Деян. 2, 11). Сила Духа Святого так действовала через учеников Христа, что люди "умилились сердцем и сказали Петру и прочим апостолам: что нам делать, мужи братия?" (Деян. 2, 37). Все почувствовали, что это Бог говорит через апостолов. "Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа" (Деян. 2, 38-39).
Если в религиозной общине идут годы, а никто не кается и не обращается из мира, то там нужно серьезно задуматься: а выполняет ли свою миссию, предназначение та или иная община, которая берет на себя право называться Церковью Христовой.