Интересное понятие сложилось в наши дни о сектах. У многих верующих принято считать, что если церковь (община) не принадлежит к главенствующей в том или ином государстве Церкви, то это – секта.
Следуя такой логике, в Италии, Испании, Франции Православная церковь – это секта по отношению к Католической. В Англии Католическая церковь – это секта по отношению к Англиканской (протестантской). Но ни в Европе, ни в Америке не придерживаются такой точки зрения, где мирно соседствуют без взаимных обвинений и давления и католические, и протестантские и другие церкви.
Согласно словарю, секта – религиозная группа, отделившаяся от основного религиозного направления, замкнутая в своих узких интересах и понятиях. Такое понятие, данное светскими лексикологами, – весьма расплывчато.
Интересно, что в Библии нет слова "секта". Есть описание различных учений, которое Слово Божие называет ересью: фарисейская, саддукейская. Но представители этих учений не создавали своих общин с каким-то особенными формами служения и исповедания Бога. Все признавали великого Бога Израилева, исполняли закон Моисеев, приходили на праздники в Иерусалимский храм.
Первыми, кто отошел от точного исполнения закона, были христиане. Причем, христиане, обращенные из язычников. Родилась новая религия, другое исповедание – христианство, отошедшее от иудаизма.
Понимая, что невозможно возложить на вновь приходящих к Богу обязательство исполнять весь закон Моисеев (обрезание, жертвы), апостолы решили не затруднять этим обращение к Богу (Деян. 15, 29). Основными критериями спасения стали: покаяние, крещение, праведная и святая жизнь. Приношение тельцов, овнов и козлов уже не имело силы и значения.
Невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи. Посему [Христос], входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и [жертвы] за грех неугодны Тебе (Евр. 10, 4-6). Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их (Евр. 10, 16).
Таким образом, основным правилом жизни первых христианских общин далеко за пределами Иерусалима стало исполнение заповедей Иисуса Христа, Спасителя.
Один Господь, одна вера, одно крещение (Еф. 4, 5).
Апостолы не вмешивались во внешнюю жизнь общин. Епископ Иерусалимской церкви, Иаков праведный, брат Господень, не руководил за тысячи километров другими церквами, не устанавливал своих порядков (делайте так, а не иначе). Иерусалимская община имела мудрость не называть христиан-римлян сектой только из-за того, что последние не подчинялись ей и имели свои, присущие только ей, формы богослужения. Апостол Павел, который основал большинство христианских общин, открывал внутреннюю сторону веры в Бога, а не внешнюю оболочку. Как найти Христа, как жить с Ним и для Него, – вот главные задачи апостольской проповеди, а не как сидеть, стоять, петь, творить поклоны. В трудно разрешимых вопросах руководствоваться Словом Божьим, как абсолютным авторитетом, и принимать указания Духа Святого (что, к сожалению, так не достает современным христианам).
Внешнее – не критерий истинной церкви Христовой.
Не та или иная форма богослужения объединяет верующих, не пастор, патриарх и папа, а Сам Христос, Который присутствует незримо Своей благодатью в собрании верующих, в их повседневной жизни.
Церковь Христова – невеста, ожидающая Жениха (Христа) с поведением, подобающем невесте, – в чистоте и воздержании, не допуская греха в своей жизни. Она принадлежит Одному Мужу, Которому обручена. Хотя и имеет общение с этим миром, но внутренне от него отделена.
Так кого мы можем называть сектантами в христианстве? В основном, это те, кто отвергает Иисуса Христа, как Сына Божия, признавая Его только за великого человека или пророка и отвергая таким образом Его спасительную жертву. Кто буквально или в извращенном виде понимает Евангелие, совершенно не зная его духа (занимаются членовредительством, самоистязанием, запрещают вступать в брак и проч.). Здравого учения не принимают (2 Тим. 4, 3; 1 Тим. 4, 1-3).