Бог призывает всех к покаянию. Покаяние – та дверь, которой входят в Царство Божие, в дивное общение с Богом, Творцом неба и земли. И другого пути, согласно Библии, не существует. Именно с покаяния начинается духовная жизнь человека. Потому Христос и начал Свое служение на земле с проповеди покаяния: Пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие (Евангелие от Марка 1 глава, 14-15 ст.).
То же самое делали и Его ученики, апостолы: Покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши (Деян. 3, 19).
Так что же может побудить нас покаяться? Некоторые причины, побуждающие нас к исполнению это заповеди, изложил Тихон, епископ Задонский (1723–1784).
1. Спасение. Бог наш «хочет, чтобы все спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 4). Поэтому Бог различным образом привлекает нас к Себе, увещевает, молит через посланников Своих, обещает блага, угрожает злом, обещает подать помощь и благодать обращающимся, обещает отпустить грехи содеянные и не вспоминать их, устрашает вечным огнем, и вечное блаженство открывает и обещает, чтобы так мы подвиглись к покаянию и спасение получили.
2. Жизнь, смерть и воскресение Сына Божия – Иисуса Христа, Который все это сделал ради нас, чтобы открыть нам путь в Царство Божие.
3. Наказание за содеянные грехи. Есть только одно убежище от гнева Божия — покаяние; оно скрывает грешника от мщения и казни. «Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему» (Иер. 18, 7-8). К этому безопасному убежищу прибегли ниневитяне, услышав о грядущем гневе Божием, и укрылись, и так спаслись.
4. Неизвестная кончина жизни нашей, которая непременно будет. Бог определил, что час этот был нам неизвестен, дабы всегда его ожидали. Бог обещает принять нас кающихся, подать отпущение грехов, но завтрашнего дня не обещает. Бог всегда велит готовым быть к исходу; и каковыми застанет нас смертный час, таковыми и перед Судом Его явимся. И потому каковым хочешь умереть, таким должен и всю свою жизнь быть.
5. Страшный Суд Христов, на который всем нам, всем, праведным и грешным подобает явиться и дать ответ о содеянном Праведному Судии. Ныне Бог на покаяние зовет. Тогда к ответу призовет. Ныне говорит: «Покайтесь» (Мф. 4,17). Тогда скажет: «Отвечайте Мне». "И судим был каждый по делам своим" (Откр. 20, 13).
6. Вечная смерть или адское мучение. "Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его" (Мф. 25, 41).
7. Вечное блаженство, избранникам Божиим уготованное. "Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира" (Мф. 25, 34). Желающему туда войти надо «убелить одежды свои Кровью Агнца» (Откр. 7, 14). Ибо «вне – псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду» (Откр. 22, 15).
8. Наконец увещевает и убеждает нас к покаянию угрызения совести, которые от грехов бывают и от которых ничем иным, как истинным покаянием избавляемся и получаем тишину, покой и утешение.