Вся атмосфера вокруг Иисуса светозарна.
«Я свет миру» (Ин. 8, 12).
В Иисусе нет ни малейшего следа туч или гроз, или неистовых бурь, или мрака, разрываемого молниями. В Нем нет даже сумерек. Все кристально прозрачно. Но такая прозрачность не исключает остроты и остроты, нередко пронзительной.
Вокруг Иисуса нет трагедий, ибо ни одна проблема не остается нерешенной. Трудность ученика Его не в том, что он не знает, что делать, но в том, чтобы найти силы – и делать. Все, что называют трагедией человеческого существования, исчезает перед незамутненным светом Христовым. Умеющие видеть свет могут и ходить во свете.
Во время Преображения одежды Иисуса сделались «блистающими», «весьма белыми..., как на земле белильщик не может выбелить». То, как мы видим Иисуса, образ, который создаем в себе, – все это неотделимо от ощущения света, белизны, сверкающей чистоты.
Иисус – необъятность моря. С наступлением вечера море обретает глубокую синеву. При полуденном солнце оно ослепительно. На горизонте море сливается с небом. А там, вдали, сколько способен видеть взгляд, я вижу Тебя, Господи, чей облик растворяется в славе Отчей.
Что произошло в момент Преображения? Учитель, что жил рядом с учениками, приучивший их к повседневному Своему облику, предстал вдруг преображенным, облекшимся светом как ризою. Иногда нам дается пережить присутствие Иисуса совсем по-новому, ошеломляюще. Я говорю не о видении Иисуса во плоти, что было даровано некоторым (а, может быть, и многим) на протяжении веков. Но порой это присутствие настигает нас, проливается на нас и овладевает нами. Не видя Его, мы ощущаем его свет. Вернее, предчувствуем этот свет (как утреннее солнце пробивается через веки спящего). Учитель, обычно столь смиренный и кроткий, повергает нас в дрожь Своим могуществом. Это и есть миг Преображения.
Евреи не знали иного Божественного света, кроме огненного столпа, который вел Израиль в пустыне. Свет его светил лишь в одном месте, недолгое время. Он был светом одного народа, одной эпохи. Иисус же возвещает «свет миру». Возвещает вечный, вселенский свет. Он «просвещает всякого человека, грядущего в мир». Да будет благословен Господь, Чей свет пробивается во все души, во все народы, во все верования, преломляясь в них иной раз причудливым образом!
Иисус очами простой веры