top of page
Поиск
  • Людмила Плетт

Размышления, навеянные миссионерскими поездками последних лет

Оглядываясь назад на состоявшиеся в последние десять лет миссионерские поездки по разным странам мира, хочу поделиться некоторыми своими наблюдениями и размышлениями об увиденном и пережитом в них. Надо сказать, что каждая из таких встреч с христианами различных вероисповеданий (лютеранами, баптистами, пятидесятниками, методистами, совершенниками, харизматами, мессианскими евреями и адвентистами) не только радует жаждой и исканиями Бога многих христиан, но и расширяет мой духовный кругозор, помогая понять, каким образом создавшееся у них мировоззрение определяет не только их жизненный уклад, но и их поведение, толкование Священного Писания, духовные приоритеты, поставленные перед собой цели, отношение к другим людям и восприятие возникающих проблем.

Первое, что особенно бросается в глаза, когда я попадаю в ту или иную общину, – это свойственный её деноминации подход к основным духовным вопросам христианской жизни. Надо сказать, что уже по одному только этому признаку можно определить, к какой конфессии относится христианин, пришедший на душепопечение. С одной стороны – это вполне понятное явление, которое существовало в христианской истории испокон веков. С другой – именно эта конфессиональная узость характеризует детей Божиих не столько как последователей Христа, сколько как приверженцев того или иного вероучения. Всё это приводит к тому, что в сознании таких верующих складывается свойственное только им понимание истины, основывающейся на чём-то, что определяет сущность их веры и главные духовные ценности. Так, например, для одних христиан самым важным является неукоснительное следование принципам, изложенным в написанной более ста лет тому назад «Книге проповедника», которую читают с кафедры из года в год, так что слушатели выучивают её почти наизусть. Для других главным является получение водного крещения и последующее членство в поместной церкви. Для третьих – ценнейшим духовным переживанием является момент крещения Духом Святым, проявляющимся у них впоследствии иными наречиями. Для четвёртых основой исповедания их веры являются повторяющиеся личные свидетельства о переживаемых ими проявлениях близости Господа и Его помощи в тех или иных трудных жизненных ситуациях. Для пятых краеугольным камнем их учения является строгое соблюдение четвёртой заповеди о субботе, обеспечивающее им особое избрание и принадлежность к открытой только им истине. Для шестых следование за Господом превращается в поклонение культуре и религиозным традициям еврейского народа.

Подобного рода уклонения в одну какую-либо сторону можно было бы перечислять и перечислять, но не в этом суть. Беда в том, что, когда наши собственные убеждения становятся тем, чему мы преданно служим и что, сами того не замечая, боготворим, Господь не может действовать через нас по Своему усмотрению. Кроме того, любая узость конфессиональных взглядов становится причиной религиозного высокомерия и духовного застоя, как отдельных верующих, так и целых христианских общин, приводя к бесплодности и многолетнему топтанию на месте. А ведь, если разобраться, ни у одной христианской конфессии нет оснований для гордости и превозношения над другими, потому что любая из них, независимо от догматики её учения, имеет те же самые проблемы, заключающиеся в потере первой любви, духовной тёплости, отсутствии победной жизни над грехом, всё более учащающихся компромиссах с миром, в раздирающих общины изнутри распрях и разногласиях, в отсутствии единства между братьями и многом-многом другом. Так что, хочешь не хочешь, а приходится согласиться с горьким, но справедливым высказыванием: «Каждая деноминация специализируется в своём заблуждении, а остальное у нас всё общее».

Истинное чадо Божие должно быть верным не закоснелым принципам своей деноминации, а сокровенной Божественной жизни, происходящей в нём самом, потому что именно она открывает его глаза на планы Небесного Отца по отношению к нему. Не Бог должен подстраиваться под наши убеждения, а мы должны быть готовы оставить то, что не согласуется с Его намерениями. Священное Писание говорит о том, что всё, чем апостол Павел мог когда-то гордиться и что было для него преимуществом (происхождение, религиозные убеждения, ревность в исполнении отеческих преданий и праведность перед законом) померкло и потеряло в его глазах всякую ценность в тот момент, когда он встретился с единственной ИСТИНОЙ – Иисусом Христом. Один муж Божий сказал по этому поводу так: «Все великие свершения идут по стопам великих отречений», и история христианства подтверждает это. Самый страшный враг, который не даёт нам жить в близости с Господом, – это даже не грехи, а то наше «хорошее», что на поверку оказывается не таким уж и хорошим. Поэтому, если мы не готовы отречься от того, что по нашему мнению является самым важным и ценным, то едва ли можем рассчитывать, что Бог будет использовать нас в силе Своего Духа, потому что именно то, что для нас дорого и за что мы всеми силами держимся, не желая расставаться, станет главным препятствием к тому, чтобы совершалась Его воля.

Есть немало христиан, которые жаждут потрудиться для Господа, однако их благие намерения простираются лишь до тех пор, пока это не затрагивает их конфессиональные религиозные убеждения. Как только Божьи планы начинают им противоречить, они тут же идут на попятную, считая, что такое просто невозможно. Подобные люди могут браться за многое, какое-то время проявлять в этом свою человеческую активность, но очень скоро попадают в духовный тупик и всё бросают по той лишь причине, что укоренены не в Боге, а в своих убеждениях и представлениях о Нём. Так что, если Господь не использует нас в деле спасения душ, это не Его, а наша вина. И пока мы этого не поймём, будем оставаться бесплодными лозами, напрасно занимающими место в Божьем винограднике.

Следующий пункт, который в миссионерских поездках всегда обращает на себя моё внимание, – это потрясающая нужда христиан в таких служителях Божьих, которые могли бы протянуть руку помощи в трудные минуты их жизненных проблем, духовных борений и исканий. Не перестаю удивляться, когда люди, не считаясь со временем и значительными материальными расходами, покрывают расстояния в сотни и тысячи километров лишь для того, чтобы выговориться, безбоязненно открыв свою душу, или получить разъяснения о путях избавления от оккультной обременённости. На мой вопрос, неужели у них нет такой возможности в своих поместных церквах и общинах, они отвечают одними и теми же словами примерно так: «В нашей церкви есть епископ, пастор, дьяконы и другие служители, которые проповедуют нам Слово Божие, однако нет тех, кому бы мы могли всецело довериться и кто был бы способен помочь в наших духовных проблемах».

Печально, не правда ли? Слыша подобное, невольно думаешь о том, что теологическое образование, которое имеют теперь многие служители и служительницы, не делает их способными к оказанию духовной помощи, в которой нуждаются простые члены их общин. По этому поводу автор статьи в одном христианском журнале высказался так: «Мы стали менеджерами, а не пастырями, психологами, а не душепопечителями, богословами, а не проповедниками. И дело не в терминах – пусть они звучат современно и красиво, – дело в изменении сущности отношений, целей и перспектив. И объясняем мы своё бездействие, всеобщее безволие, бессилие и глубочайшее равнодушие существующими социально-экономическими проблемами, а не нашей греховностью. Церковь стала работой, где практически ничто не делается бесплатно. О посвящении, об отдаче себя на служение остались только слова...».

Что ж, о подобных служителях-наёмниках говорил во времена Ветхого Завета и пророк Иезекииль: «... Горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! Не стадо ли должны пасти пастыри? Вы ели тук и волною одевались, откормленных овец закалали, а стада не пасли. Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали и пораненной не перевязывали, и угнанной не возвращали, и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью. И рассеялись они без пастыря и, рассеявшись, сделались пищею всякому зверю полевому. Блуждают овцы Мои по всем горам и по всякому высокому холму, и по всему лицу земли рассеялись овцы Мои, и никто не разведает о них, и никто не ищет их» (Иез. 34:2-6).

Так не настало ли для нас время пересмотреть вопрос о служении и служителях, начав там, где должно всегда начинаться?! Господу нужны не те, кто стремится к власти и управлению другими, а те, которые были бы способны врачевать раны народа Божьего, стоять в проломах за души, находящиеся во власти сатаны, иметь силу свыше и данный Богом духовный авторитет, чтобы совершать то, на что, собственно, они и предназначены. Ведь мало, стоя по воскресеньям за кафедрой, постоянно напоминать собравшимся, какими они должны быть. Нужно объяснить, каким образом они могут этого достигнуть, и примером собственной жизни доказать, что даже в условиях нашего ужасного последнего времени такое всё же возможно. Ведь то, что люди видят своими глазами, оказывает на них намного большее влияние, чем то, о чём они непрестанно только слышат.

Но особенно шокирует меня в душепопечительских беседах с верующими повсеместно распространённая неосведомлённость о проявлениях и последствиях оккультной обременённости, которая имеется у них, как бы невероятно это не звучало, не менее чем в 80% случаев. По непонятным для меня причинам эту тему проповедники практически не затрагивают, то ли не желая тратить на неё выделенного им времени, то ли потому, что сами имеют о ней весьма смутное представление. А ведь мы живём в такое время, когда две волны захлёстывают сознания, сердца и души людей, – оккультная и очень тесно связанная с ней сексуальная. Чуть ли не все сферы нашей жизни (медицинская диагностика и лечение, воспитание детей в школах и детских садах, средства массовой информации, всевозможные развлечения и многое другое) буквально пропитаны оккультизмом и сексом. Телевидение и интернет, которым не только люди мира, но и христиане отдают, увы, теперь львиную долю своего свободного времени, изо дня в день насыщают их этой мерзкой духовной пищей. А результат этого – порабощение душ всевозможными сексуальными грехами, ужасающая нечистота мира мыслей и столь знакомая всем нам опустошённость души и духовное бессилие. Дьявол одерживает над детьми Божьими победу за победой, а мы не способны ему в этом противостоять, потому что слепы в вопросах применяемого им оружия.

Приходя на душепопечительство, многие верующие говорят, что прибегали к помощи князя тьмы, не ведая того, что делают. Что ж, это действительно часто бывает так. Только незнание не снимает с нас вину и ответственность за соделанное. Ведь Сам Бог устами пророка Осии однажды сказал: «Истреблён будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною» (Ос. 4:6). Стоит ли удивляться поэтому, что в наши дни дети Божии чаще всего духовно бессильны и разлагаются дьяволом изнутри, хотя внешне и стараются сохранять вид благочестия. К сожалению, основным нашим заблуждением является убеждение, что обращение к Господу через покаяние и рождение свыше автоматически освобождает человека от власти тьмы, к которой он когда-то прибегал. В сознании верующих людей просто не укладывается, что, несмотря на искреннее покаяние и явную победу над некоторыми прежними грехами, у них всё же может проявляться приобретенная когда-то в прошлом оккультная зависимость. Такая неосведомлённость и заблуждение в этом вопросе объясняются непониманием того факта, что покаяние и обращение к Богу вселяет в душу человека лишь веру в Спасителя, что же касается освобождения от оков сатаны, к «помощи» которого он однажды или много раз прибегал, то в этом случае требуется серьёзная дополнительная работа, требующая непременной помощи духовно сильных служителей.

Есть и ещё одно, что во встречах с разными христианами меня всегда удивляет, а именно: насколько превратно они истолковывают и применяют в практике своих богослужений различные библейские примеры и какое большое значение придают порой тому, что не имеет, в общем-то, никакого значения для спасения их душ. Так, к примеру, одни из них, базируясь на случае, описанном во Второй книге Царств 6:13-16, где рассказывается о том, как царь Давид плясал и скакал перед ковчегом, подражая этому, устраивают пляски у себя на богослужениях, не думая о том, что он делал это в день народного празднества, а не в синагоге и не в храме Господнем, где строго соблюдалось богопочитание и благоговение. Другие христиане, истолковав по-своему слова апостола Павла из Первого Послания Коринфянам 8:13 «не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего», становятся строгими вегетарианцами и лишают себя мясных и рыбных продуктов, забывая о том, что в этом стихе Священного Писания речь идёт об идоложертвенном мясе и что в той же главе, несколькими стихами выше стоят другие слова: «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1Кор. 8:8). Кроме того, в Библии говорится о том, что Творец дал человеку для пропитания не только растительную, но и животную пищу, о чём после потопа было сказано Ною: «Всё движущееся, что живёт, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам всё» (Быт. 9:3). Разве не мясным блюдом (спешно заколотым по этому случаю телёнком) угощал пришедших к нему во плоти Ангелов Божиих отец нашей веры Авраам, а позже Сам Бог через воронов посылал пророку Ильи хлеб и мясо пока тот находился в пустыне? Да и Сам Спаситель Иисус вместе с учениками ел печёную на костре рыбу. Ведь пища насыщает лишь нашу плоть, душе же она ничего не даёт. Конечно, каждый может питаться, чем он хочет. В этом нам дана свобода. Но можно лишь сожалеть, что лишая себя по причине своих понятий необходимых питательных веществ, которые даёт человеческому организму лишь животная пища, мы не тревожимся о том, здоровой или нездоровой духовной пищей питаем свою бессмертную душу.

То же самое касается и других вещей, которым христиане могут придавать большое значение, делая их чуть ли не мерилом истинности своей веры, духовности и святости, например: особые предписания, касающиеся женских причёсок и одежды, ношения сёстрами головного покрывала, периодичности и формы совершения в церкви Вечери Господней, необходимости омовения ног и тому подобное. Не вдаваясь в детали этого, имея многолетний опыт душепопечительства, могу только с уверенностью сказать, что всё это не может характеризовать чистоту и истинность проводимого нами христианства. Мне приходилось выслушивать христианок, к внешнему виду которых не мог бы придраться даже самый консервативный служитель, однако та нечистота, которую они приносили в свет, буквально шокировала. Случалось также встречать таких, кто внешне выглядел не совсем образцово, но своими делами и поступками являлся для окружающих примером и светом. Удивляет и то, что верующие способны судить об истинности той или иной церкви или какого-либо вероучения, ориентируясь лишь на численность членов общины или количество последователей. Они считают, что многочисленность сама по себе уже подтверждает правильность существующей у них доктрины, хотя в Библии на это нет даже намёка. Так, во времена Ветхого Завета, сотням ложных пророков противостоял обычно всего лишь один истинный пророк Божий. В примере с Гедеоном видно, что Бог воспротивился множеству его воинов и избрал из них лишь 300 человек, которым даровал поразительную победу над бесчисленным ополчением Мадианитян и Амаликитян. Также и в Новом Завете, если не считать времён первоапостольской церкви, когда в короткие дни к Христовым ученикам присоединились тысячи душ, во многих других случаях Бог являл Свою силу в лице отдельных личностей или небольших групп людей. Точно так же и в наши дни миллионные исчисления приверженцев многих мировых сект должны нас скорее настораживать, чем привлекать. Мне приходилось бывать в залах богослужений, вмещающих в себя до 20 тысяч человек, однако происходившее там представляло собой не что иное, как театральное шоу и массовый гипноз с выкачиванием из легковерных людей огромных сумм денег. Так что, большое количество далеко не всегда подтверждает хорошее качество, и малочисленность ещё не говорит об отсутствии истины.

И последнее, о чём бы мне хотелось здесь упомянуть. В своей миссионерской поездке, состоявшейся в сентябре 2009 года, мне впервые в жизни пришлось столкнуться с течением адвентистов или, как их иначе ещё называют, субботников. Хотя о тех душах, с которыми я общалась, как о людях можно сказать много хорошего, меня в полном смысле потрясло и испугало нечто другое. Когда я увидела, какую важную и чуть ли не решающую роль в их жизни и христианской вере играют книги Елены Уайт, я в страхе и трепете начала умолять Господа уберечь от подобной участи не только меня саму, но и вышедшие из под моего пера книги. Ни при каких обстоятельствах я не хотела бы, чтобы при жизни или после моей смерти они стали для детей Божиих предметом поклонения и тем более фундаментом для какого-то нового учения! Духовной помощью, добрыми советниками и путеводителями ко Христу - да, но никак не сборниками повелений, законов и предписаний, которые способны превратить людей лишь в узких, фанатичных сектантов. Мне встречались уже такие люди, которые при личных душепопечительских встречах говорили, что, отозвавшись сердцем на прочитанное в моих книгах, они активно взялись проводить освящение в кругу близких друзей, в домашних группах или в своих небольших общинах, делая это так, как они поняли или как, по их мнению, им казалось правильным. Разумеется, при этом не обошлось без «художественной самодеятельности» с весьма нежелательными последствиями, результатом чего стали горькие сомнения и разочарование. Находились и такие ревнители, которые начали убеждать других, что без душепопечительства с обязательной исповедью своих грехов они лишаться спасения.

Ох, уж эти наши человеческие крайности и духовные шарахания!! Сколько раз превратные толкования давали начало тому или иному опасному заблуждению и обольщению! В третьей части серии «Душепопечительство», которая называется «Хождение во свете», я писала, что в Библии нет ни одного указания на то, что исповедь грехов в присутствии душепопечителя является залогом спасения. И хотя во всех своих книгах я действительно уделяла большое внимание освящению, которое является, собственно, для нас волей Божией, тем не менее, всегда сознавала, что оно является не вратами, ведущими к спасению, а тем, что приближает нас к Господу, удаляя преграды, мешающие личному общению с Ним. Как строгое исполнение четвёртой заповеди о субботе не смогло спасти от духовной слепоты и страшной участи фарисеев, распявших ИСТИНУ в лице Спасителя Иисуса, так и наше освящение само по себе не дарует спасения, а является лишь ещё одним подтверждением простёртой к нам Божьей милости.

Заканчивая свою мысль, могу только добавить, что это, разумеется, далеко не всё, что во время миссионерских поездок заставляло меня задумываться, анализировать, сопоставлять и сравнивать, ища то одному, то другому, с чем приходилось сталкиваться, подтверждения в Священном Писании. Однако если эти высказанные мною немногие мысли побудят хотя бы кого-нибудь из моих братьев и сестёр по вере также поразмышлять, я буду благодарна за это Господу.


27 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page