Мы можем обнаружить это и в наши дни, как во времена коринфян. Я могу быть служителем Евангелия, я могу красиво проповедовать Слово Божье, я могу иметь влияние и собирать большое собрание и, однако, увы! быть плотским человеком, человеком, возможно, используемым Богом и являющимся благословением для других, и, однако, с печатью плотской жизни.
Давайте рассмотрим переход «от плотского к духовному». Находил ли вообще Павел духовных верующих? Несомненно. Прочтем 6-ю главу Послания к Галатам! Это была церковь, где вызревали распри горечь и зависть. Но апостол говорит в 1 стихе: «Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы духовные исправляйте такового духе кротости». Здесь мы видим признаки духовного человека – кротость, сила и любовь, чтобы помогать и восстанавливать тех, кто упал. Плотской человек не способен к этому. Если существует духовная жизнь, которая доступна нам, то возникает важный вопрос: открыт ли к ней путь, и как я могу обрести духовное состояние? На это у меня есть четыре коротких ответа.
Первое. Мы должны знать, что такая духовная жизнь, которой люди должны жить на земле, существует. Ничто не обрезает корни христианской жизни так сильно, как неверие. Народ не верит словам Божьим о том, что Он хочет сделать для Своих детей. Люди не верят, что, когда Бог говорит: «исполняйтесь Духом», Он имеет в виду каждого христианина. Однако Павел писал ефесянам, каждому из них: «Исполняйтесь Духом и не упивайтесь вином». Насколько недопустимо упиваться вином, настолько нельзя жить без исполнения Святым Духом. Итак, если Бог предусмотрел такую жизнь для верующих, тогда первое, что мы должны делать, – это с верою изучать Божье Слово, пока наши сердца не наполнятся уверенностью, что такая жизнь, которою мы обязаны жить, возможна, и мы можем быть духовными людьми. Божье Слово учит нас: Бог не ожидает, чтобы человек хотя бы минуту смог прожить, как должно, если пребывающий в нем Святой Дух не даст ему эту способность.
Мы нуждаемся в Святом Духе не только, когда проповедуем, встречаемся с особым искушением от дьявола или несем какое-то тяжелое бремя. Бог говорит: «Мое дитя не может жить праведной жизнью, если Святой Дух не будет руководить им каждую минуту». Это признак чада Божьего: «Все водимые Духом Божьим суть сыны Божии». В Рим. 5, 5 мы читаем: «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам». Это должно быть обычным, ежедневным опытом верующего, а не только жизнью в какое-то особое время. Могут ли отец или мать сказать: «Я хочу, чтобы мой ребенок любил меня сегодня». Нет, они ждут от него любви каждый день.
Так и Бог хочет видеть сердце Своего чада исполненным любовью Духа каждое мгновение. Но Бог знает, что человеку невозможно любить, как должно, если он не исполнен Духом. О, будем же верить, что человек может быть духовным. Благодарение Богу, сегодня есть благословение, ожидающее нас: «Исполняйтесь Духом». «Будьте водимы Духом». В этом благословение. Если вы вынуждены сказать: «О, Боже, я не имею этого благословения», скажите это, но скажите также: «Господи, я знаю, что мой долг, моя священная обязанность – иметь это, потому что без этого я не могу жить в совершенном мире с Тобой весь день; без этого я не могу прославить Тебя и совершать труд, который у Тебя есть для меня». Это наш первый шаг от плотского к духовному – понять, что духовная жизнь, хождение в Духе достижимы для нас. Как можем мы просить Бога ввести нас в духовную жизнь, если мы не имеем ясной, твердой убежденности, что должны иметь такую жизнь?
Затем следует второй шаг: человек должен ощутить стыд и вину, что он не живет такой жизнью. Некоторые люди признают, что есть духовная жизнь и что они ею не живут; они огорчаются, жалеют себя и думают: «Жаль, что я слишком немощен для нее! Жаль, что Бог дает ее другим, но не дал мне!» Они очень жалеют себя, вместо того, чтобы сказать: «Увы! Это моя неверность, мое неверие и непослушание помешали мне всецело отдаться Богу». Мы должны краснеть и стыдиться пред Богом, что не живем как духовные люди.
Человек не сможет обратиться, если не будет обличен в грехе. Когда такое обличение в грехе происходит, и его глаза открываются, человек начинает бояться греха и бежит от него ко Христу, чтобы принять Христа как сильного Избавителя. Однако человек и после обращения нуждается быть обличенным во грехе. Это означает, что верующий должен быть обличен в его личном грехе. Грехи не обращенного человека отличаются от грехов верующего. Так, не обращенный человек обычно не бывает обличаем в испорченности своей природы; он думает, главным образом, о внешних грехах: «Я сквернословил, я лгал, и я на пути в ад». Он, таким образом, обличаем для обращения. Но верующий совершенно в другом положении. Его грехи гораздо более заслуживают обвинения, так как он познал свет и любовь Духа Божия, данные ему. Его грехи гораздо глубже. Он старался победить их, но пришел к пониманию, что его природа полностью испорчена, что плотской ум, плоть внутри него делает его положение крайне безнадежным. Когда верующий таким образом обличаем Святым Духом, он испытывает осуждение за то, что жил в неверии и виновен в том, что оно удерживало его от принятия в полноте дара Святого Духа Божия. Он повергается в стыде и смятении и начинает вопиять: «Горе мне! Погиб я! Я слышал о Боге слухом уха, я знал многое о Нем и проповедовал, но теперь мои глаза видят Его!» Бог приближается к нему. Иов, праведник, пользовавшийся доверием Бога, увидел в себе глубокий грех самости и самоправедности, которых он прежде никогда не видел. До тех пор, пока такое обличение в неправоте нашего плотского состояния как верующих не придет к каждому из нас, пока мы не захотим получить такое обличение от Бога и не посвятим время пребыванию пред Богом, чтобы смириться и быть обличенными, мы никогда не сможем стать духовными людьми.
Затем следует третий шаг, и это есть единственный шаг из плотского состояния в духовное. Один шаг. О, какое благословенное слово я несу вам – это только один шаг. Я знаю, многие откажутся принять, что этот только один шаг; они думают, что этого слишком мало для такой большой перемены. Но разве не было обращение только одним шагом?
Так происходит, когда человек переходит от плотского состояния к духовному. Вы спросите, не имею ли я в виду человека духовно зрелого, истинного святого, когда я говорю о духовном человеке? И вы скажете: «Разве это происходит в один день? Разве нет возрастания в святости?» Я отвечу, что духовная зрелость не может прийти в один день. Мы должны этого ждать. Требуется возрастание, пока вся красота образа Христа отобразится в человеке. И все же я говорю, что требуется один шаг, чтобы из плотской жизни войти в духовную. Это происходит, когда человек полностью порывает с плотью, когда он предает плоть крестной смерти Христа, когда он видит, что все, связанное с ней, – под проклятием и что он не может избавиться от нее сам, и тогда он обращается к умерщвляющей силе Христова Креста внутри себя. Когда человек делает это и говорит: «Эта духовная жизнь предназначена для меня как свободный дар моего Бога во Христе Иисусе», он понимает, как один шаг может перевести его из плотского состояния в духовное.
В духовной жизни еще многому предстоит научиться, еще будут несовершенства. Но, хотя духовная жизнь несовершенна, в ней преобладает духовное начало. Когда человек предал себя подлинной, живой, действенной, управляющей силе Духа Божьего, он занял правильное положение, в котором он может возрастать. Немыслимо возрастать из болезни в здоровье. Можно возрасти из слабости в силу, как возрастает младенец и становится сильным человеком; но там, где есть болезнь, должно прийти исцеление, если будет осуществлено лечение. Есть христиане, которые думают, что они должны возрасти из плотского состояния в духовное. Это невозможно. Что могло помочь плотским коринфянам? Им не поможет молоко, так как оно свидетельствует об их ненормальном состоянии. Твердую пищу им бесполезно давать, потому что они не могут ее есть. То, что им нужно, – это хирургический нож. Павел говорит, что плотская жизнь должна быть отсечена. «Те, которые Христовы, распяли плоть...» Когда человек понимает, что это значит, и принимает с верой, что Христос способен это сделать в нем, тогда один шаг может перевести его из плотского состояния в духовное. Один простой акт веры в силу Христовой смерти, один акт отдачи и соединения с Христовой смертью сделает ее нашей смертью и, если мы доверяем Святому Духу совершить это, Он освободит нас от напряжения собственных усилий.
Что приносит освобождение бедному, осужденному грешнику от мрака и отчаяния, в котором он пребывал до обращения? Он чувствует, что ничего доброго не может сделать сам. И что он делает? Он видит пред собой всемогущего Спасителя и бросается в Его объятия, он доверяется этой всесильной любви и кричит: «Господи, помилуй меня!» И это – спасение. Христос принимает его не за то, что он что-то сделал. О, верующие, если кто-либо из вас сознает, что плотское состояние господствует в вас, и вы вынуждены сказать: «Да, я действительно верующий и ревностный человек, друг миссий. Я тружусь для Христа в моей церкви, но, увы, мой характер, грех и мирское все еще властвуют над моею душой», то примите слово от Бога. Если кто-либо придет и скажет: «Я боролся, я молился, я плакал, и это не помогло», тогда он должен сделать нечто другое. Он должен понять, что живой Христос – это Божье обеспечение для его святой духовной жизни. Он должен поверить, что Христос, Который принял его однажды при обращении, теперь ожидает в Своей, удивительной любви, чтобы сказать ему, что он может стать духовным человеком, всецело отданным Богу. Если он поверит этому, его страх исчезнет, и он сможет сказать: «Это возможно; если Христос примет этот труд на Себя, это совершится».
Наконец последний шаг. Человек должен сделать этот важный и благословенный шаг. Вам потребовалось пять или десять лет, прежде чем вы сделали шаг обращения. Вы плакали и молились годы и не могли найти мира, пока не сделали этого шага. Так и в отношении духовной жизни: вы можете ходить от одного учителя к другому и говорить: «Расскажите мне о духовной жизни, о крещении Духом и святости», – и, однако, оставаться все в том же состоянии. Многие из нас хотели бы избавиться от греха. Кому нравится вспыльчивый характер? Кто любит гордый нрав? Кто хочет иметь мирское сердце? Никто. Мы идем ко Христу, чтобы освободиться, но Он не делает этого, и мы спрашиваем: «Почему Он не делает этого? Я очень горячо молился...» Это потому, что вы хотели, чтобы Он удалил отвратительные плоды, в то время как ядовитый корень остался бы в вас. Вы не просили Его пригвоздить вашу плоть к Его кресту, чтобы вам с того момента всецело отдаться силе Его Духа.
Избавление есть, но не на том пути, на котором мы его ищем. Предположим, у художника есть кусок холста, на котором он хотел бы изобразить прекрасную картину. Но этот холст не принадлежит ему, и каждый может взять его и использовать для другой цели. Думаете ли вы, что художник станет вкладывать в него свой труд? Нет. Однако люди хотят, чтобы Иисус Христос позаботился избавить их от плохого характера или какого-то другого греха, хотя их сердце не отдано всецело Его власти и Его охране. Это невозможно. Но если вы придете и отдадите всю ваш жизнь Его попечению, Иисус Христос силен спасти, Иисус Христос ждет, чтобы явить милость, Иисус Христос ждет, чтобы наполнить вас Своим Духом.
Сделайте же этот шаг! Бог даст, чтобы мы могли, ведомые Его Духом, покориться ему как никогда прежде. Придите же в смирении, исповедуйте, что плотская жизнь господствовала слишком сильно и наложила на вас отпечаток, и что вы с горечью сознаете, что при всем благословении, которое Бог даровал, Он не сделал вас тем, чем вы хотели бы быть, – духовным человеком. Только Святой Дух Своим пребыванием может сделать человека духовным.
Придите затем и повергнитесь к ногам Иисуса с одной мыслью: «Господи, я отдаю себя, как пустой сосуд, чтобы Ты наполнил меня Твоим Духом». Ежедневно каждый из нас видит на столе пустую чашку, ожидающую, чтобы в свое время ее наполнили чаем. То же самое с каждым блюдом, каждой тарелкой. Они очищены и пусты, готовы к тому, чтобы их наполнили. Опустошены и очищены. О, придите же! И, как сосуд, который отставляют, чтобы наполнить его тем, что в нем должно быть, скажите Христу, что вы желаете с этого часа быть сосудом, отделенным для наполнения Святым Духом, отдавшимся, чтобы стать духовным человеком. Склонитесь же в глубочайшей опустошенности души и скажите: «О, Боже, у меня ничего нет!» И затем, так же уверенно, как вы предстаете пред Ним, вы вправе сказать: «Мой Бог исполнит Свое обещание! Я прошу у Него исполнения Святым Духом, чтобы мне сделаться духовным, а не плотским христианином». Если вы придете к Его ногам, и будете ожидать там, если вы пребудете в такой смиреной отдаче и детском доверии, то так же верно, как Бог жив, благословение придет.
О, не должны ли мы со стыдом склониться перед Богом, когда, размышляя о Его Церкви, видим, как сильно в ней преобладает плотское? Не должны ли мы со стыдом склониться пред Богом, когда думаем о всем том плотском, что есть в нашем сердце и жизни? Так склонимся же с великой верой в Божье милосердие. Избавление близко, избавление грядет, избавление ожидает, избавление несомненно. Давайте доверимся: Бог даст его.