Ты говоришь: я христианин. Хорошо, рассмотри основание сердца: каково там? Христианин ли ты в своем сердце на самом деле, так же как христианин по имени? Есть ли в тебе помазание от Духа (Ин. 2. 27) и плоды Духа Святого, доказывающие истинного христианина? Ты говоришь: я крещен. Хорошо. Рассмотри основание своего сердца. Живешь ли ты в новом рождении, в непрестанном покаянии и умерщвлении ветхого Адама? Ты принял крещение; где же плоды его? Ты, конечно, принял новое рождение, но ты не живешь в нем. Ты говоришь: я содержу Слово Божие в чистоте и слушаю оное. Все хорошо.
Рассмотри основание своего сердца. Превратилось ли Слово Божие в жизнь твою, как пища превращается в плоть и кровь? Ибо так должна, высокая пища, Слово Божие, превращаться в жизнь твою; в противном случае тщетно слышание оного, как Господь указывает (Мф. 13, 33 и Лк. 13, 21) на закваску, от которой вскисает все тесто. Соделался ли ты от того благочестивее? Не говорит ли Господь: не всякий говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в Царство Небесное? (Мф. 7, 21). Ты споришь о чистом учении и ревнуешь по оном? Хорошо. Посмотри на свое сердце. Приобрел ли ты чистое сердце от чистого учения? Не правда ли, что иной при всей ревности своей о чистом учении есть самый нечистый человек, исполнен гордости, вражды и лихоимства! О Боже! Твоим дорогим именем прикрывают они наглый разврат свой.
Ты говоришь: я приобщаюсь Святых Таин. Хорошо. Посмотри на основание своего сердца. Ты часто в Святых Тайнах принимал плоть и кровь Христову. Для чего же допускаешь ты Адамовой плоти и крови господствовать и жить в тебе, а не высокой жизни Христовой, то есть любви, кротости и смирению? Ты принимаешь Христа в Святых Тайнах, а отрекаешься от Него в своей жизни. Претворился ли ты в Него посредством Святых Таин? Как говорил св. Августин: ты не претворишь Меня в себя, но Я претворю тебя в Себя. Ты говоришь: я верую и исповедую все члены христианской веры. Хорошо. Рассмотри основание своего сердца. Истинная вера есть та, которая соединяет тебя с Богом и Бога с тобой. Если ты веруешь в Бога, то Бог должен быть в тебе, в тебе жить и действовать. В противном случае вера твоя есть ложная, и она не соединила тебя с Богом; ты отлучен от Него. Я говорю здесь не о немощной вере, которая часто не ощущается и бывает подобна курящейся светильне, причем однако все же прилепляется к Богу, сколь она ни немощна, и приносит плоды свои при всей своей немощи, но говорю вообще о доказательстве и плоде веры. Если ты веруешь во Христа, то и Христос должен быть в тебе и в тебе жить ( Гал. 2, 20). В противном случае вера твоя ложная. Если ты веруешь, что Христос умер за грехи твои, то ты должен с Ним умереть греху и миру (Рим. 6, 2), особенно гордости и сребролюбию. Если же ты не умираешь для них, то ты не веруешь во Христа. Если ты веруешь, что Христос распят за грехи мира, то и тебе надлежит распяться миру; в противном случае ты не соединен верой со Христом, Господом твоим, как истинный член. Если ты веруешь, что Христос воскрес, то ты должен пребывать в соединении с Ним, как с главой твоей. Словом, рождение Христа, Его крест, смерть, страдание, воскресение, вознесение, всё должно быть в тебе. В противном случае веря твоя - ничто. Если ты верушь во Святого Духа, то надлежит, чтобы Дух Святой был в тебе, управлял тобой, просвещал и освящал тебя. Все водимые Духом Божиим суть сыны Божии (Рим. 8, 14). Итак, возлюбленный христианин, да будет христианство твое внутреннее, а не внешнее; да происходит оно из внутреннейшего основания твоего сердца, из истинной, живой, деятельной веры, из истинного, внутреннего, сердечного, непрестанного покаяния. А иначе все твое христианство будет ложно, и ты со всеми своими делами не можешь устоять пред Богом, и ничего не поможет тебе в День судный. Ибо все, сделанное тобой, будет судить по расположению твоего сердца. Если же ты находишь в этом отношении недостаток и нечистоту в сердце твоем, то беги к спасительному кладезю благодати Божией, пей из него, черпай, проси, ищи, моли: "помилуй"! И сердце твое исцелится, грех твой покроется...