За кого люди почитают Меня?
Мф. 16, 13
В последний год Своего служения Иисус Христос как-то спросил учеников: «за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?»
«Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков».
Немногим было открыто, что Иисус есть посланный Богом Мессия. Немногие увидели в Нем Сына Божия.
А за кого мы почитаем Иисуса Христа?
Если мы получаем прощение грехов после исповеди и покаяния и останавливаемся только на этом, то Иисус для нас открывается как Иоанн Креститель, крестивший в покаяние. «Он (Иоанн) был светильник, горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его» (Ин. 5, 35).
Если мы хотим получить от Иисуса чудо исцеления и вообще получить что-то материальное, то Он для нас как пророк Илия. Илия был великий муж Божий, творивший немало чудес и знамений, привлекавший народ силой Божией, которая обильно проявлялась через него. «Как прославился ты, Илия, чудесами твоими» (Сир. 48, 4).
Если нас интересует будущее, различные откровения, то Иисус – это только пророк, подобный Иеремии, открывший будущее иудеев.
Но для Своих учеников, оставивших всё и последовавших за Ним (Мф. 19, 27), Иисус открывается как Христос, Сын Бога Живого (Мф. 16, 16). Так же и для нас, желающих идти за Ним, куда бы Он ни пошел. Христос для нас не только Богочеловек, прощающий грехи, не только чудотворец, целитель и пророк, Он – истинный Спаситель, ведущий нас в Царство Божие и желающий иметь с нами непосредственное и постоянное общение (а не время от времени, когда нам что-то от Него нужно получить или узнать).
Истинную сущность Иисуса Христа открывает нам не плоть и кровь, а Отец Небесный, привлекший нас некогда к Своему Сыну (Ин. 6, 44). У Отца более глубокие цели и возможности для Своих детей. Его не устраивает только созерцание и умиление от того, что верующие некогда покаялись и теперь могут получать от Него, чего бы Его ни попросили. Он желает, чтобы мы приняли жизнь Иисуса «чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем» (1 Кор. 4, 10). «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20).
Кто это хочет исполнить, у кого более глубокие духовные запросы, тому Отец открывает Сына, Его истинную любовь.
Истинное познание о Боге не могут дать «плоть и кровь», то есть наш душевно-плотской человек: наши душевные, умственные, познания и телесные старания. Необходимо познание от Отца. От чего это зависит?
Во-первых, от решения следовать за Иисусом, не оборачиваясь на мир и все его прелести.
«Иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Мф. 8, 22).
«Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9, 62).
Кто исполнил эту заповедь, тот отказался действовать своим умом, но предался воле Божией.
Так сразу поступил апостол Павел, который «не стал советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск» (Гал. 1, 17). Павел не стал поступать по человеческому рассуждению: вот, неплохо бы сходить в Иерусалим, познакомиться с апостолами, пообщаться с тамошней церковью. Нет, он сразу после своего обращения к Иисусу стал послушен гласу Господа и начал делать то, что повелевает Бог, а не то, что ему казалось полезным или хорошим.
Приняв твердое решение идти за Христом и оставив понятия мира, который лежит во зле и, следовательно, пронизан сатанинскими правилами и ужимками, мы приходим к истинному познания пути Христа.
«С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16, 21).
Только с этого времени Бог начинает говорить нам о Сыне, открывать тайну Его бытия: о том, что Иисус Христос не есть царь земной и Царство Его не от мира сего. А до этого мы все еще не благонадежны – мы часто смотрим в мир, нас пугает страх остаться в нищете, без помощи, больными и покинутыми. Нас притягивают развлечения и блеск мирского общества, в которых можно забыться и отвлечься от насущных проблем. Но будем помнить, что Отец никогда не бросает Своих, «ибо Он печется о вас» (1 Пет. 5, 7). И вера от Бога, «действующая любовью» (Гал. 5, 6) и провозглашающая, что «Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 16), поможет нам всегда иметь твердую почву для странствования по этой земле.
Что же хочет Бог от тех, кто решился идти за Ним?
«Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24).
Какие строгие и трудно исполнимые требования! А нельзя как-то попроще: просто верить, славить, просить и получать просимое?!
Оказывается, нужно отвергнуться себя, то есть полностью признать, что я – никто, что мои добродетели в глазах Божиих – ничто. Таким Иисус говорит: «думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16, 22). Мы жалеем себя, как Петр пожалел Иисуса: "Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!" (Мф. 16, 22).
А зачем страдать, испытывать искушения от дьявола? – ешь, пей, наслаждайся жизнью. Но это уже не ученик Христа, а типичный душевно-плотской верующий. В минуту испытаний он бросает свои духовные доспехи и не может в «день злой» устоять. Хотя он горы может передвигать и языками ангельскими говорить (1 Кор. 13, 1-2), но не имеет любви к Богу, зовущей на крест – распинать ветхого человека со страстями и похотями (Гал. 5, 24), ведущей узким путем (Мф. 7, 14) в тесные врата (Лк. 13, 24).
«Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его» (Мф. 16, 26-27).
Будем помнить эти слова Иисуса! Он воздаст каждому по его делам – не по словам, не по молитвам, песням и умиленным воздыханиям. Воздаст по делам веры. Авраам поверил и сделал. Иисус Навин не сомневался в обетованиях Божиих и вошел в землю, уготованную для Израиля. Павел откликнулся на призыв – идти проповедовать Евангелие всей твари – и исполнил это. Они поверили (признали, что это есть правда). И не только поверили, но и сделали. Их вера осуществилась не отлеживанием в удобных шатрах, но действующей любовью к Богу и ближним.
Пускай и для нас сегодня живо звучат слова апостола Павла: «Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим» (Евр. 4, 1).
Аминь.