Душевный человек не может долго нести крест, который дает ему Христос. Если мы не теряем свою душу, то есть не отвергаем душевные наклонности, привязанности, то не сбережем ее в том виде, какой сотворил ее Бог изначально: чистой, не подверженной злу, всегда готовой пожертвовать собой ради ближнего, во имя любви.
В этом смысле Иисус Христос и сказал: "Кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее" (Лк. 9, 24).
К сожалению, душа много хочет и требует. Душа не хочет страдать, смиряться. Ей жалко саму себя. Через душевное сатана часто подступает к нам: "Зачем тебе это надо? К чему такие тягости? Живи нормально... как все". Через душевные чувства – "Господи, пожалей себя" – дьявол подошел и к Сыну Божию, надеясь разрушить план спасения человечества от вечной гибели (Мф. 16, 22). Часто за душевным стоит сам сатана. И очень часто ему удается сбить христианина с его духовного пути.
Но наш дух готов бодрствовать, бороться. Дух готов на подвиги во Имя Христа. Дух тверд, если он двигается в одной связке с Духом Божьим. Бодрствующий и молитвенный дух издалека видит сатану и противостоит его козням. Дух не боится, он отважен.
Апостол Иуда сказал о душевных верующих: "Они — причина расколов, это люди, которыми управляют природные инстинкты, они лишены Духа" (Иуда 1, 19; по переводу РБО).
Душу нельзя убрать, изъять, как и тело. Но подчинить ее духу можно. Как тело подчиняется душе, так душа подчиняется духу. Если такой порядок нарушается в нас, то мы легко соглашаемся на грех, падаем в искушениях и уходим с пути Христова.
Душевные верующие, не руководимые Духом Святым, не в состоянии понять многие духовные вещи. Им это кажется абсурдом, безумием, часто они руководимы мирскими пословицами, нежели указаниями Божьими: "Моя хата с краю...", "Своя рубашка ближе к телу", "Не согрешишь, не покаешься" и проч.
"Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сём надобно судить духовно" (1 Кор. 2, 14).
И мудрость таких людей – душевная, бесовская (Иак. 3, 15).
Comments